Казахстан зальет почти полный бак своим бензином

вкл. . Опубликовано в Новости

Республика планирует закрыть 90% потребности собственным бензином по итогам 2018 года. Объем нефтепереработки на НПЗ в 2017 году в Казахстане составил 14,9 миллиона тонн, что выше на 2,6% по сравнению с планом на 2017 год, а фактически рост по сравнению с 2016 годом составил 2,8%.

В 2018 году министерство энергетики планирует, что объем нефтепереработки в стране достигнет 15,8 миллиона тонн. Обеспеченность собственным бензином в 2017 году составила 73,5%, дизтопливом – 83,9%, авиакеросином – 52,6%.

В 2018 году обеспеченность бензином казахстанского производства возрастет до 90%, дизельным топливом – 75%, авиакеросином – 70%.

В частности, производство бензина возрастет с 2,95 миллиона тонн в 2017 году до 4,39 миллиона тонн в 2018 году, авиакеросина – с 0,3 миллиона тонн до 0,43 миллиона тонн, дизтоплива – с 3,99 миллиона до 4,53 миллиона тонн в 2018 году. Благодаря завершению работ по модернизации Павлодарского и Атырауского НПЗ производство менее ценного продукта – мазута существенно снизится – с 3,05 миллиона тонн в 2017 году до 2,06 миллиона тонн в 2018 году. Кстати, мазут – это единственное, в чем Казахстан полностью закрывает собственную потребность.

Объем производства на Атырауском и Павлодарском НПЗ планируется в объеме пяти миллионов тонн, Шымкентском НПЗ – 5,1 миллиона тонн.

На пресс-конференции в понедельник, 22 января, министр энергетики РК Канат Бозумбаев отметил, что МЭ ведет переговоры с операторами месторождений Тенгиз, Карачаганак и Кашаган о поставках нефти на Атырауский нефтеперерабатывающий завод. Сами поставки с этих месторождений могут начаться в 2018 году.

«Возможно, в 2018 году будем использовать (нефть Тенгиза, Карачаганака, Кашагана на казахстанских НПЗ. – Прим. автора), ведем переговоры», – сказал он.

Окончательное решение зависит от того, какую цену за сырую нефть сможет предложить Атырауский НПЗ. Дело в том, что в настоящее время крупные иностранные ресурсодержатели не заинтересованы экономически поставлять нефть на казахстанские НПЗ из-за более низкой по сравнению с экспортной ценой, предпочитая поставлять нефть по трубопроводам зарубежным покупателям.

Вместе с тем в связи с модернизацией Атырауского НПЗ и увеличением глубины переработки на нем, полагает г-н Бозумбаев, закупочная цена на сырую нефть на данном заводе может сравняться с экспортной.

«Если мы купим по той же цене, как на экспорт, и на Атырауский НПЗ поставим... я проблемы не вижу. Когда был устаревший НПЗ с ужасными выходами на Атырау, с технологиями 1940-х годов, тогда не было смысла туда высококачественную нефть поставлять. Сейчас наладят нормально Атырауский НПЗ, вероятно, что экономика будет очень хорошая. Мы оптимистически на это смотрим», – сказал Канат Бозумбаев.

Министр напомнил, что до 2018 года авиатопливо производил только Шымкентский НПЗ – по 300 тысяч тонн в год.

«Исторически так получилось, потому что два других НПЗ не производили по причине того, что не было установок по очистке от серы, потому что очень опасно, если сера попадет в двигатель самолета», – сказал он.

В связи с завершением модернизации Павлодарский и Атырауский НПЗ также теперь готовы производить авиакеросин.

«У нас на рынке был старый российский стандарт ТС-1. Наши Атырауский и Павлодарский НПЗ должны Jet A производить, но его очень долго сертифицировать, это до года может занять. Поэтому мы... скорее всего, сделаем стандарт РТ (реактивное топливо. – Прим. автора), и тогда эти два завода (Атырауский и Павлодарский НПЗ. – Прим. автора), думаю, со II квартала примерно начнут производить РТ. Это стандарт, который могут потреблять все авиакомпании», – сказал Канат Бозумбаев.

Процесс сертификации авиатоплива зависит не только от госорганов, но и от авиакомпаний и производителей двигателей.

«Они (авиакомпании и производители двигателей. – Прим. автора) дадут добро. Тогда наша отрасль готова будет произвести необходимый объем авиакеросина, чтобы полностью покрыть потребность. Но, конечно, I квартал уже пройдет, и часть импортироваться будет. Соответственно, в этом году мы ставим себе задачу (покрыть. – Прим. автора) 70% (потребности в авиатопливе. – Прим. автора)», – сказал министр.

Г-н Бозумбаев напомнил и об идее создавать складские запасы топлива.

«Сейчас мы вносим в правительство предложение, чтобы для этого был сформирован необходимый резерв у государства. Чтобы в государственном материальном резерве были какие-то объемы бензина, дизельного топлива, авиационного керосина на случай, если авария произойдет, не вовремя ремонт и так далее, чтобы рынок не лихорадило», – сказал он.

Вместе с тем министр напомнил, что выпадение любого из трех НПЗ более чем на месяц из производства ГСМ «в любом случае влияет на рынок». Канат Бозумбаев отметил, что в любом случае НПЗ не сможет создать запас более месячного объема производства.

«Он просто затоварится – у него нет таких объемов резервуаров, поэтому регламентные работы все время будут, импорт бензина, дизельного топлива был и будет на период перед и после (ремонта НПЗ. – Прим. автора). Кроме того, вы знаете, что дизтопливо «арктику» мы не производим. Мы межсезонное – до минус 25 – сейчас начали производить. Он (импорт дизтоплива. – Прим. автора) и импорт некоторых высокооктановых бензинов тоже будет», – сказал Канат Бозумбаев.

Все три казахстанских НПЗ с этого года переходят на более короткий цикл ремонтов, но все они будут ремонтироваться.

Добыча нефти в 2017 году составила 86,2 миллиона тонн, что на 2% выше плана и к 2016 году составляет 115%.

Доля трех крупнейших месторождений (Тенгиз, Карачаганак и Кашаган) составила 49,5 миллиона тонн нефти. В частности, на Кашагане она составила 8,7 миллиона тонн, на Тенгизе – 28,7 миллиона тонн, на Карачаганаке – 12,5 миллиона тонн нефти.

«В 2018 году планируется, что добыча нефти составит 87 миллионов тонн. Объем экспорта нефти по сравнению с 2016 годом составил (в 2017 году. – Прим. автора) 112,4% (рост на 12,4%. – Прим. автора) – 69,8 миллиона тонн», – сказал Канат Бозумбаев.

Экспорт нефти составил в 2016 году 62 миллиона тонн, в 2017 году – 69,8 миллиона тонн, в 2018 году (план) – 70 миллионов тонн. Добыча нефти составила в 2016 году 78 миллионов тонн, в 2017 году – 86,2 миллиона тонн, в 2018 году (план) – 87 миллионов тонн. Нефтепереработка составила в 2016 году – 14,48 миллиона тонн, в 2017 году – 14,9 миллиона тонн, в 2018 году (план) – 15,8 миллиона тонн. Производство битума составило в 2016 году 486 тысяч тонн, в 2017 году – 731 тысячу тонн, в 2018 году (план) – 740 тысяч тонн.

Что касается газа, то его добыча в 2016 году составила 48,4 миллиарда кубометров, в 2017 году – 52,9 миллиарда кубометров, в 2018 году (план) – 53,4 миллиарда кубометров. Производство товарного газа: в 2016 году – 25,8 м миллиарда кубометров, в 2017 году – 31,6 миллиарда кубометров, в 2018 году (план) – 31,9 миллиарда кубометров. Экспорт газа: в 2016 году – 13,7 миллиарда кубометров, 2017 году – 17,2 миллиарда кубометров, в 2018 году (план) – 17,4 миллиарда кубометров. Производство сжиженного газа: в 2016 году – 2,68 миллиона тонн, в 2017 году – 2,9 миллиона тонн, в 2018 году (план) – три миллиона тонн.

Источник

Официальная поддержка

  • Министерство нефти и газа Республики Казахстан
    Министерство энергетики Республики Казахстан
  • KMG logo
    АО НК «КазМунайГаз»
  • kazenergy
    Kazenergy
  • kazservice
    Союз Сервисных Компаний Казахстана

Серебрянный партнер

  • borkitsafety logo