Миннефти пойдет навстречу НПЗ?
Министерство нефти и газа в очередной раз задумалось над временным запретом ввоза ГСМ из России в Казахстан. После отмены ограничений на импорт российских нефтепродуктов с 1 ноября 2013 года российские ГСМ вновь пошли на рынок Казахстана. По словам источника kursiv.kz, министерство готово пойти на такой шаг по просьбе казахстанских НПЗ.
В мае прошлого года правительство РК уже ограничивало импорт российских нефтепродуктов в Казахстан. Тогда нефтебазы Казахстана оказались заполнены бензином из России, и государство решило прибегнуть к запрету ввоза ГСМ из соседней страны. Введение запрета на импорт и предоставление квот трем компаниям (Petrosun, Petroleum Operating и «КазМунайГаз») стабилизировали ситуацию на рынке.
Однако после отмены ограничений в ноябре прошлого года ситуация может повториться вновь. Министр нефти и газа Казахстана Узакбай Карабалин не исключает возможности введения ограничения на импорт российского бензина в республику в текущем году. «На сегодняшний день ограничений никаких нет. В то же время мы ежедневно получаем сводки со всего Казахстана, с баз о наличии остатков ГСМ и видим, что у нас из-за того, что импорт нефтепродуктов не регулируется сейчас, уже идет наплыв российского бензина в Казахстан. Мы в точности повторяем ту же историю, которая была в прошлом году, когда у нас запасы АИ-92 выросли почти до 400 тыс. тонн, а это привело к тому, что наши заводы стали останавливаться. Мы считаем, что это самый худший вариант», – заявил он.
По мнению министра, весь процесс должен быть аккуратным, и министерство на данный момент прорабатывает меры, которые бы позволили Казахстану равномерно получать нефтепродукты из России. При этом г-н Карабалин отметил, что конкретных решений по вводу ограничения на импорт ГСМ из России пока нет.
По словам источника в отрасли, сейчас казахстанские НПЗ в лице давальцев сырья обращаются в Министерство нефти и газа с просьбой ограничить импортные поставки, угрожая снизить производство, так как они не могут или, скорее, не хотят конкурировать с россиянами. «Основная цель ограничения импорта – повышение своей доходности. При этом профильное министерство в качестве варианта решения ситуации видит ограничение поставок, определив единого оператора по импорту в лице национальной компании АО «КазМунайГаз» (КМГ), не задумываясь при этом, что таким образом предоставляет КМГ преимущество, которое будет ущемлять интересы частных компаний, занимающихся розничной реализацией нефтепродуктов», – добавил он.
Для России, в свою очередь, регулярное ограничение поставок может сделать рынок Казахстана нестабильным. «Это может вынудить российские НПЗ искать другие рынки сбыта, и в будущем, когда Казахстану будут нужны поставки, их может и не быть или объемы будут предоставляться по остаточному принципу», – считает источник.
По его словам, квоты, которые действовали в период запрета на ввоз ГСМ, не всегда выбирались, так как в тот момент наблюдался рост цен в РФ, поэтому было выгоднее покупать бензин у местных НПЗ. «Плюс компании, у которых были квоты, закладывали свою маржу, и в конечном итоге цены получались такими же, как у казахстанских заводов, а то и выше. Поэтому если бы не своевременное открытие импорта для всех поставщиков в ноябре благодаря действиям АЗК, то цены неминуемо бы выросли», – пояснил ситуацию собеседник.
Таким образом, по мнению эксперта, ограничение импортных поставок – это первый шаг к дефициту, повышению цен и монополизации рынка со стороны ресурсодержателей и КМГ. «Надеемся, что АЗК в очередной раз не допустит такого ограничения конкуренции», – заключил он.
Ранее министр энергетики РФ Александр Новак заявил, что с 1 января 2014 года будут осуществляться беспошлинные поставки светлых нефтепродуктов на территорию Казахстана для внутреннего потребления в объеме 1,2–1,5 млн тонн. При этом, по его словам, казахстанская сторона обязуется обеспечить принятие с 1 января 2014 года запрета на вывоз светлых нефтепродуктов со своей территории, чтобы не осуществлялся реэкспорт.
Источник: www.kursiv.kz