В Казахстане появится программа геологической разведки
Согласно данным Министерства энергетики РК, разработку и согласование «Программы геологической разведки на 2021-2025 годы» намерены завершить в 2019 году.
- Эта программа будет направлена на проведение региональных геолого-геофизических исследований, определение потенциальных перспектив нефтегазоносности, повышение степени изученности этих территорий как базы для привлечения в дальнейшем частных инвестиций, - добавили в ведомстве.
Сейчас Комитет геологии и недропользования и «КазМунайГаз» проводят анализ малоизученных территорий по всем осадочным бассейнам страны. В частности, исследуют Аральский, Сырдарьинский, Шу-Сарысуйский, Северо-Тургайский, Прииртышский, Северо-Казахстанский, Тенизский, Балхашский, Зайсанский, Алакольский, Илийский бассейны.
В Минэнерго пояснили, что будут определены приоритетные направления, виды и объемы геологоразведочных работ, в том числе финансируемые за счет республиканского бюджета.
- В случае заинтересованности инвесторов в получении права недропользования на свободных участках министерство готово провести аукцион, - резюмировали в министерстве.
Как сообщил министр энергетики Казахстана Канат Бозумбаев, Узбекистан планирует покупать нефть у Казахстана и России.
- Узбекистан заинтересован в приобретении до 5 млн. тонн нефти в год, в том числе у Казахстана до 2 млн. тонн и у России до 3 млн. тонн, - сказал Канат Бозумбаев на пленарном заседании мажилиса. При этом он добавил, что не исключается и вариант поставки 5 миллионов тонн только Казахстаном.
- В соответствии с запросом Узбекистана Российская Федерация рассматривает вопрос поставки нефти в Узбекистан в объеме до 1 млн. тонн в год. Казахстан в данном контексте рассматривается как транзитная сторона. Были осуществлены пробные поставки нефти транзитом через Казахстан: в 2017 году - 68 тыс. тонн, в 2018 году - порядка 36 тыс. тонн, - проинформировал министр.
В 2017 году «Узбекнефтегаз» договорился с Казахстаном и Россией о поставках казахстанской и российской нефти в Узбекистан по системе Омск - Павлодар - Шымкент. Дополнительные объемы сырья необходимы Узбекистану для строящегося в республике нефтеперерабатывающего завода в Джизакской области. Завершение строительства ожидается в 2022-2023 годах.
Узбекистан планирует построить нефтепровод до границы с Казахстаном для снабжения сырьем нового нефтеперерабатывающего завода.
Вице-министр Министерства индустрии и инфраструктурного развития Тимур Токтабаев отметил, что сегодня Казахстан в основном экспортирует в Афганистан четыре вида товаров: пшеницу, муку, семена льна и газ.
- Тем не менее у нас имеется потенциал еще на 24 товарные позиции для экспорта. Соответствующая работа министерством проводится. Сейчас отрабатывается совместно с Узбекистаном, Туркменистаном и самим Афганистаном вопрос загрузки наших терминальных мощностей, чтобы казахстанская экспортная продукция могла там размещаться. И строительство новых грузовых терминалов на территории Афганистана. По железнодорожному и автомобильному транспорту сейчас формируется совместный перечень перспективных проектов, соответствующие бумаги между министерствами отправлены, мы ждем ответа от афганской стороны, - рассказал Токтабаев.
Он отметил, что большая перспектива сотрудничества имеется в сфере недропользования.
- В Афганистане большие объемы нефти, меди, бериллия, марганца и олова. В настоящее время «КазМунайГаз» и «Казгеология» ведут переговоры по отбору потенциальных проектов в разработке нефтегазовых месторождений. По всем этим направлениям работа проводится, мы ожидаем в ближайшее время хороших результатов, - подчеркнул вице-министр.
При этом общий экспорт в Афганистан на сегодня, по его словам, составляет порядка 520 млн. долларов США.
По данным аналитиков Morgan Stanley, спрос на нефть в Китае достигнет пикового уровня в 2025 году - на 58 лет раньше, чем ожидается большинством экспертов в настоящее время.
Эксперты отмечают, что такой прогноз основан на уникальности транспортной модели, реализуемой властями КНР. В то время как большинство стран с быстро растущей экономикой ожидают повышения потребления нефти в связи с увеличением спроса на автомобили, в Китае активно продвигаются электромобили, а также высокоскоростные железнодорожные магистрали, что будет способствовать снижению спроса на автомобильное топливо, пишет Интерфакс-Казахстан.
Реализация такого прогноза будет означать серьезные изменения на нефтяном рынке, учитывая, что на долю Китая приходится более трети глобального роста спроса с 1999 года.
Bank of America Corp. и Royal Dutch Shell ожидают, что глобальный спрос на нефть достигнет пикового уровня в 2030-е годы на фоне активного развития рынка электромобилей.
- Китай больше не будет двигателем роста глобального спроса на нефть, - отмечает аналитик Morgan Stanley В проигрыше останутся нефтеперерабатывающие компании, а в выигрыше - производители аккумуляторных батарей, - цитирует эксперта агентство Bloomberg.
Согласно оценкам Morgan Stanley, уровень проникновения электромобилей на китайский рынок составит 6,4% к концу текущего десятилетия и достигнет 80% к 2040 году. По их мнению, процесс может оказаться еще более быстрым, учитывая активный рост местных производителей аккумуляторов.
Автор: Першина Александра / Комсомольская Правда Казахстан.