Что изменилось в работе ПНХЗ после модернизации?
Благодаря модернизации НПЗ в Казахстане был решён вопрос дефицита топлива и выросла его экологичность.
В 2018 году в Казахстане завершилась модернизация трёх крупных нефтеперерабатывающих заводов: в Атырау, Павлодаре и Шымкенте. Сделано это было для покрытия дефицита топлива на внутреннем рынке. В итоге объём переработки нефти вырос с 14,16 до 17,5 млн тонн нефти, а выпуск высокооктанового бензина – с 2,6 до 5,426 млн тонн. На рынке возник избыток бензина и дизеля, экологичность самого топлива улучшилась до уровня Евро-4.
Однако изменения на НПЗ заключены не только в объёмах выпуска, но и устройстве работы обновлённых заводов: большое внимание, например, уделили автоматизации производственных процессов, повсеместно внедряются цифровые технологии. Корреспондент Informburo.kz побывал на Павлодарском нефтехимическом заводе и своими глазами увидел, что изменилось на предприятии после модернизации.
Казахстанский НПЗ на сибирской нефти
Павлодарский нефтехимический завод, или ПНХЗ, запустили в 1978 году. Поступает на него российская нефть, потому что изначально предприятие и было сконструировано под переработку сырья с западносибирских месторождений. Его химико-физический состав отличается от казахстанской нефти, потому использовать её на ПНХЗ нельзя.
Проектная мощность завода – переработка 6 млн тонн сырой нефти в год. Но на такие показатели пока не выходили: последние годы переработка была в районе 5 млн тонн, план на 2019 год – 5,4 млн. Это будет рекордом, отмечает начальник производственно-технического отдела предприятия Ренат Саликов.
В линейку продукции входят автомобильный бензин с дизелем, сжиженные газы, мазут с коксом и битум с серой. Теперь к ним присоединился авиационный керосин Jet A-1. Освоить его производство смогли именно благодаря проведённой модернизации.
Впервые о модернизации заявили, напомним, ещё в 2010 году, а завершилась она на ПНХЗ в конце 2017-го. Главным эффектом, помимо наращивания объёмов выпуска, стало увеличение глубины переработки нефти до 85%. Также с 2017-го на заводе ввели в эксплуатацию два новых технологических комплекса: комплекс изомеризации и сплиттера нафты и комплекс установок производства серы. Прошла реконструкция уже имевшихся комплексов первичной и глубокой переработки нефти, а также установки замедленного коксования.
Теперь производимые здесь бензины АИ-92 и АИ-95 и дизтопливо соответствуют международным экологическим стандартам Евро-4, или К4 и К5 в Таможенном союзе.
Работа без остановок
Ещё одно важное новшество – создание на заводе Центрального пункта управления. Здесь в онлайн-режиме операторы отслеживают производственные процессы и изменяют показатели работы установок, если это требуется.
"До модернизации этого пункта не было: диспетчеры сидели отдельно, а начальники смены ходили (для контроля производства. – Авт.) по всему предприятию. Пункт управления нужен, чтобы быстро решать вопросы производственной деятельности завода", – говорит начальник производственно-технического отдела ПНХЗ Ренат Саликов.
Также модернизация сняла острый вопрос с капремонтом завода, когда из-за остановок производства возникал дефицит топлива на рынке. Если раньше ПНХЗ ежегодно останавливали для проведения ремонта, то теперь это будут делать раз в три года.
Директор департамента по обеспечению надёжности и механической целостности производственных активов ПНХЗ Саятай Алипбаев отмечает, что раз в год всё ещё будут проводить остановочные ремонты, но на объёмы выпуска бензина и дизеля это не повлияет.
"Следующий капремонт планируется в 2021 году. Сейчас завод останавливается на 10-15 дней максимум – для технического освидетельствования. Это обязательное требование, потому что объект относится к опасным производствам", – подчёркивает Саятай Алипбаев.
Всего за прошлый год на предприятии переработали 5,3 млн тонн нефти, из которых 1,4 млн тонн – это бензин, 1,7 млн – дизельное топливо и 77 тысяч тонн – авиатопливо и другие продукты. Уже в 2019 году объём переработки на модернизированном заводе планируют нарастить до 5,4 млн тонн. Вся эта продукция обеспечит не только казахстанский рынок, который теперь забывает о дефиците, но и, возможно, пойдёт на экспорт в страны ближнего зарубежья.