22-я Северо-Каспийская Региональная выставка "Атырау Нефть и Газ"
Атырау, Казахстан
просп. Абулхаир Хана, 79
22-я Северо-Каспийская Региональная выставка "Атырау Нефть и Газ"
Атырау, Казахстан
просп. Абулхаир Хана, 79

Нефтяная тройка раскрыла планы. Что будет дальше?

На протяжении нескольких лет казахстанские компании добивались того, чтобы иностранные разработчики Тенгиза, Кашагана и Карачаганака сделали информацию о тендерах открытой.

 OdCbf608 min

Бизнес не знал, что планируют закупать крупные недропользователи, и, соответственно, не мог планировать свое дальнейшее развитие. На фоне закрытости иностранных компаний неплохо себя чувствовали различные мошенники и манипуляторы.

Но сейчас ситуация меняется. Нефтяная тройка один за другим – KPO, NCOC и «Тенгизшевройл» (ТШО) – приподняла завесу тайны, опубликовав свои планы закупок на ближайшие годы. Событие для нефтяной сферы долгожданное. Но везде есть свои нюансы.

Отметим, что львиная доля закупок в нефтегазовой сфере, или 77%, приходится именно на эти компании. За 2018 год они затратили порядка 4,6 трлн тенге. Эта сумма почти соизмерима с одной третью расходов бюджета Казахстана.

О том, как в Казахстане намерены усиливать позиции казахстанских поставщиков, в интервью inbusiness.kz рассказал официальный представитель НПП «Атамекен» по взаимодействию с нефтяными операторами, секретарь совета по развитию стратегических партнерств в нефтегазовой отрасли Petrocouncil Асылбек Джакиев. По его словам, первый шаг сделан: операторы «раскрылись». На сегодня доля местного содержания в закупках услуг крупных разработчиков казахстанских недр составляет от 40% до 49%, товаров еще меньше – 20%, это с учетом ГСМ и продуктов питания, машиностроения не достигает и 7%.

 RUzdd2eh min

«Объем закупок «тройки» за четыре года, с 2014-го по 2018-й, вырос в три раза, до 4,6 трлн тенге. По услугам, по местному содержанию есть рост, если сравнить 2010 и 2018 годы, с 30% до 40%. А по товарам почти ничего не изменилось. Хотя есть и хорошие примеры. К примеру, идет хорошая тенденция по химическим реагентам, сейчас их производство начинают локализовать. Есть проекты по электрооборудованию, потихоньку процесс идет. Мы видим потенциал нашего бизнеса по закупкам в сумме плюс 273 млн долларов», – говорит Асылбек Джакиев. К примеру, те же компрессоры самолетами увозят на ремонт в Италию или на Ближний Восток. А можно было бы поставить сервисный центр в Казахстане, как хаб для Каспийского региона, охватывающего Азербайджан, Туркменистан, Россию, говорит наш собеседник.

По мнению Асылбека Джакиева, расширить линейку закупаемых товаров можно за счет создания частных индустриальных парков, предоставления налоговых преференций и привлечения глобальных поставщиков для последующей локализации производства, создания совместных с иностранными компаниями предприятий. Ведь все эти годы наши производители были в неравных условиях. Подписанные на заре независимости соглашения о разделе продукции предусматривали таможенные льготы для зарубежных поставщиков, а потому производить у себя в стране было невыгодно.

«Иностранные операторы зачастую сетуют на несоответствие продукции мировым стандартам. Мы говорим, хорошо, давайте тогда планировать. У нас есть госресурсы на обучение, на развитие производства, давайте внедрим off-take контракт. Например, если оператор ТШО намерен купить насосы, то наш бизнес мог бы внедрить нужные технологии, государство оказало бы необходимую для этого поддержку. Оff-take контракт поможет нашим машиностроителям работать на долгосрочной партнерстве с операторами. Уполномоченный орган, ТОО PSA ведет переговоры по данному вопросу с операторами. Со своей стороны, бизнес готов идти на встречные обязательства, такие как качество товара, цена и его своевременная поставка. Я думаю, мы придем рано или поздно к такому решению», – говорит он.

По его словам, сейчас решению проблем импортзамещения способствует созданный при правительстве проектный офис под руководством вице-премьера Романа Скляра, где встречи с иностранными компаниями станут регулярными.

Пока не все идеально в вопросе местного содержания, но главное – не сбавлять темпы, отмечает Асылбек Джакиев.

«Я хотел бы порекомендовать нашему бизнесу, первое – всегда быть на связи, знать о предстоящих тендерах, проектах, участвовать на различных наших форумах, семинарах. Второе – понятно, что получить подрядные работы напрямую очень тяжело, можно начинать с субподряда, и третье – повышать свои навыки, систему менеджмента, подготовку кадров, систему сертификации», – добавил он.

Что думают по этому поводу нефтесервисники?

Нефтесервисники всегда знают о потребностях нефтедобывающих компаний, ибо это их хлеб, говорят в Союзе нефтесервисных компаний. Производственные нужды везде похожи, вопрос лишь в технологических предпочтениях и бюджете.

Планируемые и фактические закупки всех нефтедобывающих компаний доступны на портале министерства энергетики РК. Поставщикам лишь следует зарегистрироваться.

Касательно публикации своих планов закупок нефтегазовыми компаниями на своих интернет-ресурсах в союзе отмечают, что это была информация без бюджета, сроков тендера и краткого описания работ и услуг. К тому же любой план может быть скорректирован. А бизнесу расходы никто не возместит. «Мы зависим от ситуации в мировой экономике. 10 дней тому назад радовались, что цена была $70 за баррель, шапку в небо кидали, а сегодня уже $59. Мы не можем предугадать, какая цена будет в марте, она может быть и $40. В случае ее дальнейшего понижения в любой момент инвесторы могут перейти на режим экономии, а значит, и пересмотреть свои закупки», – говорит глава союза Рашид Жаксылыков.

 9fdmv7de

Кроме того, нельзя сбрасывать со счетов и сложившиеся традиции на этом рынке в виде лобби, долголетних отношений нефтяной тройки с иностранными компаниями. Поэтому Казахстану в лице правительства, нефтесервисных компаний еще нужно поработать над увеличением местного содержания.

«Воспринимать это за великую победу я не могу, но это рывок в сторону улучшения положения нефтесервисных компаний именно в части тендерных процедур трех операторов. Переговоры и споры по этому поводу длились не один год», – говорит глава Союза нефтесервисных компаний Рашид Жаксылыков.

По его словам, пока хвалиться в плане увеличения местного содержания в закупках «тройки» нечем.

«Крупные тендеры выигрывают в основном иностранцы. В редких случаях казахстанцы. Есть еще иностранцы, которые женились на гражданках Казахстана, оформили компанию на супругу, а сами используют свое лобби, которое у них сложилось в Европе или Америке», – рассказывает Рашид Жаксылыков.

Отмечает он и такую проблему, как неопределенность в законодательстве статуса казахстанских компаний. По мнению главы союза, казахстанской компанией должно признаваться юридическое лицо, в уставном/акционерном капитале которого не менее 50% находится у гражданина РК.

Кроме того, все заявления о том, что наш бизнес недотягивает до уровня зарубежного из-за кадров, компетенции и прочего, уже должны уйти в прошлое. За 20 с лишним лет уже есть достаточно примеров, опровергающих этот стереотип.

«Если бы они сказали, что гарантируют закуп и большую часть отдадут казахстанским компаниям с учредителем-казахстанцем, вот тогда можно было бы радоваться. Это огромный рынок, огромные деньги. Из всего оборота нефтесервиса, а это 5 трлн тенге, 75-80% приходится на трех иностранных разработчиков, то есть чуть больше 4 трлн тенге», – говорит он.

Преломить данную ситуацию, по его словам, может создание совместных предприятий, ведь любой иностранный генподрядчик не заинтересован взращивать здесь конкурента.

«Поэтому мы должны создавать совместные предприятия с этими иностранными компаниями. Только так. Второе – и президент, и премьер-министр, правительство в целом должны держать вопрос по местному содержанию на личном контроле, нужна хорошая программа для нефтесервисных компаний. Это та отрасль, которая приносит в казну страны больше всего налогов – больше 500 млрд тенге мы планируем за 2019 год. Для чего еще нужна такая поддержка? Мы, нефтесервисники, как ни крути, зависим от оператора. Он может в черный список включить, не подпустить к своему проекту. Этим должно заниматься правительство, наравне с операторами, инвесторами и бизнесом», – считает Рашид Жаксылыков, добавив, что для отрасли переломным стал прошлый год.

«Именно тогда операторы стали вплотную работать с правительством и с президентом. В сентябре в Атырау приезжал президент Касым-Жомарт Токаев, он четко обозначил задачи перед крупными разработчиками», – добавил он.

Напомним, что президент РК поручил правительству провести системную работу с недропользователями, с тем чтобы обеспечить доступ наших предпринимателей к тендерам, а также создать прозрачную систему, которая обеспечит честную конкуренцию между всеми компаниями. Становится ясным, что вопрос о местном содержании в нефтегазовой сфере будет рассматриваться уже под другим углом. Подвижки есть, пусть и небольшие. Времени на раскачку уже нет, слишком долго к этому шли. И это понимают все участники этого процесса.

Айгуль Тулекбаева

Источник